Агентство Культурных и Бизнес Коммуникаций


M_besОпера в двух действиях

Фантазия на тему одноименного романа Ф. Сологуба

Либретто Валерия Семеновского и Александра Журбина на основе пьесы Валерия Семеновского «Тварь»

К юбилею Александра Журбина, одного из самых востребованных современных российских композиторов, театр представляет мировую премьеру его новой оперы «Мелкий бес». Роман Федора Сологуба, ставший ключевым литературным событием дореволюционной России, много лет привлекал Журбина своей вечной темой, драматическими контрастами и сатирической силой. В этом сочинении, которое с публицистической откровенностью рассказывает о жизни обитателей провинциального городка, композитор раскрывает многослойное содержание, ярко и живо говорит об актуальных проблемах человека и общества.

Роман «Мелкий бес» (опубл. в 1905 г.) увлек композитора еще в юные годы: Журбин включил его в список литературных сочинений, которые хотел положить на музыку. В этом списке была в основном русская классика — Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов, Пастернак. Роман Сологуба сразу поразил композитора удивительным стилем прозы, неподражаемым языком, сильной историей. Но подступиться к этому материалу было сложно. И лишь познакомившись с пьесой драматурга Валерия Семеновского «Тварь», написанной по «Мелкому бесу», Журбин взялся за сочинение оперы. Либретто было написано В. Семеновским в содружестве с композитором, с добавлением стихов Сологуба, Пушкина и Державина.

Александр Журбин. Афиша Премьеры оперы "Мелкий бес".Работа над оперой заняла около 5 лет. По словам Журбина, это было нелегко: «…в этой опере нет любви, нет никаких светлых чувств, все персонажи – отрицательные. И в центре – абсолютный мерзавец, негодяй и маньяк Ардальон Передонов, учитель словесности. Прожить 5 лет с такими героями было непросто.

Скажете: а зачем выводить таких героев на сцену? Я думаю, «Мелкий бес» — это зеркало русской жизни. Причем, как считал сам автор, “… оно не имеет никакой кривизны. Уродливое и прекрасное отражаются в нём одинаково точно”. И действительно, все эти герои до сих пор живы. Менялся несколько раз государственный строй, произошли технические и сексуальные революции, а передоновы по-прежнему живут среди нас, насмехаются над нами и мучают нас. Поэтому их стоит выводить на свет и показывать публике».

Рассуждая, как же именно сегодня стоит преподносить таких персонажей и такой сюжет, композитор и режиссер-постановщик Георгий Исаакян (художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н. Сац) сошлись на том, что лучший способ — гротеск, сатира, фантасмагория. Тем более, что сам текст Сологуба, изобилующий аллюзиями на Гоголя, Чехова и Достоевского, к этому располагает. В таком русле и будет представлен один из самых «грязных» и мрачных романов русской литературы рубежа XIX-ХХ веков.

Над постановкой оперы также работают главный дирижер театра Владимир Агронский, художник-сценограф — главный художник Ростовского государственного музыкального театра Степан Зограбян, художник по костюмам — Наталья Войнович, художник по свету — петербуржец Евгений Ганзбург.

По словам композитора Александра Журбина, для него постановка оперы «Мелкий бес» в театре имени Покровского — возвращение в родную гавань. В 1979 году Борис Александрович Покровский поставил здесь его оперу «Луна и детектив», которая с успехом шла несколько сезонов.

Премьерные спектакли состоятся 19, 20 и 21 июня 2015 года

Продолжительность спектакля 2 ч. 45 мин.

Copyright © Агентство Культурных и Бизнес Коммуникаций