Агентство Культурных и Бизнес Коммуникаций

Пресс-релиз

«Эстетика vs информация. Vol. 2»

Спецпроект 4-й Московской биеннале современного искусства

14 октября 2011 года в 19.00 в Галерее искусств Зураба Церетели открывается выставка

«Эстетика vs информация. Vol. 2».  Организатор – Центр коммуникаций культуры (Клайпедa, Литвa).

 

Выставка «Эстетика vs информация Vol. 2» это – продолжение проекта, который начали в прошлом году в Литве и осуществили в «Центре коммуникаций культуры» Клайпеды. Проект ставит вопрос:  возможно ли выразить информационное сообщение посредством эстетических составляющих так же понятно и влиятельно, как посредством «чистой» информации? Осенью прошлого года куратор выставки в Клайпеде Константин Бохоров постарался столкнуть разные художественные тенденции, существующие в современном искусстве России. Он свёл в одном месте художников, которые занимаются чистой «эстетикой», и апологетов «информации».

Куратор проекта в Москве «Эстетика vs информация Vol. 2» Игнас Казакявичюс продолжает эту дискуссию. Aвтор проекта предлагаeт поменять местами значения «эстетики» и «информации».  По его словам, проект «Эстетика vs информация Vol. 2» констатирует трансформацию искусства в информационный, рекламный, «курируемый» модой объект. Искусство сегодня отслеживает динамику времени и оперативно реагирует на важные моменты общественной жизни, балансируя на грани эстетики – кича, и информации – «чистой документальности».

Произведения искусства начинают изобиловать цифрами, фактами, мегапикселями и мегабайтами информации. Может ли творец что-то противопоставить обману зрения и статистике? Участники спецпроекта 4-й Московской биеннале «Эстетика vs информация Vol. 2», полагают, что не всё ещё потеряно, они считают, что искусство – если это, действительно, искусство – всё ещё имеет значение уникального и единственного доступного человеку инструмента для осознания творцом самого себя. Проект «Эстетика vs информация Vol. 2» концептуализирует трансформацию одного формата выражения в другой в создаваемых инсталляциях и арт-объектах. Эти трансформации могут дать ответ о том, что реально существует: только информация? Только эстетика? Или постоянное трансформирование трансформированного…?

В проекте «Эстетика vs информация Vol. 2» принимают участие художники из Литвы (Свайоне & Паулюс Станикас, Броне Невердаускене & Моника Жалтаускайте – Грашене, Йозас Лайвис), Латвии (Даце Дзерина, Гинтс Габранс) и Эстонии (Денес Фаркас, Маарит Мурка). Они представят работы, посвящённые национальной и личной самоидентификации, лингвистическим системам, а также природе фанатизма, кинематографа и  массовой культуры. Все художники абсолютно разные: кто-то больше ориентирован на классику, кто-то стремится шокировать. Но все они в своих картинах, инсталляциях и фотографиях говорят об одном – о современности. Их работы, так или иначе (впрямую или опосредованно) связаны с экономикой и политикой, с тем, что ежедневно заполняет наше информационное поле. Таким образом, куратор проекта Игнас Казакявичюс на одной территории объединил разные полюса. И в таком случае возникает вопрос: эстетика, как и заявлено, будет против информации? Или всё же сейчас идёт процесс взаимопроникновения?

На открытие выставки приглашены Послы Литовской, Латвийской, Эстонской республик, политики, общественные деятели, известные  деятели культуры и искусства РФ, а также специальные гости — Ивар Калныньш, Татьяна Лютаева, Ингеборга Дапкунайте, Римас Туминас, Илзе, Андрис и Мария Лиепа, Миндаугас Карбаускис, Римас Куртинайтис, Валдис Пельш.

Выставка продлится до 20 ноября.

Выставка пройдёт при поддержке Посольства Литoвской Республики в Российской Федерации  и Фонда поддержки культуры.

Аккредитация журналистов по тел.

(495)  637 47 71   637 25 69

Галерея искусств Зураба Церетели,www.rah.ru

 

(963) 757 30 45 Нийоле Точицкая

Агентство Культурных и Бизнес Коммуникаций, www.cultcom.ru

Адрес: Пречистенка,19, м. «Кропоткинская»

Участники проекта

Литва

Свайоне & Паулюс Станикас. Представляют инсталляцию «Пояс верности». Художники живут и работают в Париже и в Вильнюсе. Участвуют в международных проектах, таких как Венецианская, Ливерпульская, Бейджин биеннале и т. п.

фрагмент инсталляции «Пояс верности»

фрагмент инсталляции «Пояс верности»

Особенность их творческого подхода заключается в том, что они создают инсталляции для конкретного места с учётом культурного контекста. Зачастую предметы для своих объектов они приобретают в той стране или в том городе, где будет представлена работа. Художники сосредоточены на шизоидных сочетаниях объектов и медиаинформации.  Свaйоне и Паулюс Станикас балансируют на грани между комическим и трагическим, фокусируясь на диалектике души. Диалектика свойственна и инсталляции «Пояс верности», которая выводит понимание греха или концепцию телесности на «новый уровень». А через это с помощью фрейдистских образов авторы подталкивают к размышлениям на тему рождения и развития «вселенной массовой культуры».

Броне Невердаускене & Моника Жалтаускайте–Грашене. Представляют  инсталляцию «Тотальное равенство».  Безголовые человеческие торсы выглядят, как чучела из набитой сдернутой кожи, не имеющие ничего общего ни с человеческой индивидуальностью, ни с абстрактной идеей равенства.

Фрагмент инсталляции Тотальное равенство.

Фрагмент инсталляции «Тотальное равенство».

Анонимные тела отсылают к массам, к тоталитарному понятию телесности. В инсталляции «Тотальное равенство» тела не унифицированы. Между тем эти торсы принадлежат старым и молодым, мужчинам и женщинам, белокожим и чернокожим. Ни один из них не является более крупным или более важным, чем другие, но лишь формально. На самом деле, каждый торс имеет этикетку, определяющую его ценность в социальной иерархии. У инсталляции, кроме того, возможно множество интерпретаций. Это и тема несовпадения внешнего и содержания, это и попытка исследовать границы телесности, и разговор о самоидентификации.

Йозас Лайвис. Представляет работу «Пугало».

ПугалоЙозас Лайвис – экспериментатор и концептуалист. В его работах важно сочетание материалов, идей и того, как произведение воспринимают зрители. Он может через один волосок представить нам портрет человека. По словам Лайвиса, «Пугало» Пугало – это «манипулятор страха кротов». Следовательно, как и Лайвис (являющийся автором). Формально это — произвольно стоящие деревянные столбы, поддерживающие смятые пластиковые бутылки. Их функции изменены, и вместо того, чтобы наполняться жидкостью, они издают пугающие звуки. Так Лайвис переносит пугала с настоящего поля на поле культурного пространства. Что это? Манипуляторы человеческих эмоций? Эстетическая головоломка? Предупреждение?

Латвия

Даце Дзериня. Представляет видео «Обольщение».

ОбольщениеДаце Дзериня создаёт видео-работы, интерактивные объекты и инсталляции. «Обольщение» — это своего рода книга тканей. Художница обратила своё внимание на женскую одержимость шелком, кружевом и лентами. Эти ткани с цветочной набивкой обладают обаянием старых добрых дней. Их красота обращается к эстетическим чувствам зрителя. Латвийское искусство часто характеризуют как формальное, избегающее посылов, связанных с расой, полом и актуальной политической тематикой. И все же его современная ветвь не избегает общечеловеческой составляющей. В этом видео всё простроено на взаимосвязях. Белая кружевная ткань, превращается в цветной принт, затем в увядающие листья и, наконец, завершается единственным вышитым букетом с прощальными лентами. Белый занавес, который задергивается над ним, внезапно оказывается нижней юбкой, из-под которой появляется нога. Нога является началом чего-то нового — возможно, танца. Текстильные образы часто используются феминистским искусством. Но у Дзерини образы ткани начинают свое собственное независимое существование.

Гинтс Габранс. Представляет серию «Свет крови. Портреты».

Свет кровиГинтс Габранс последнее время создаёт свои работы, используя лазерные лучи, кровь и фотобумагу. Каждое изображение в серии «Свет крови. Портреты» было создано путем «простреливания» белым лазерным лучом капли крови в затемненной комнате. Свет распадается, как если бы это происходило в призме, на все цвета радуги. Вмешательство электромагнитных волн, в свою очередь, создает сложные, невероятно красивые узоры, которые сохраняются на фотобумаге гигантских размеров.

Серия «Свет крови» может рассматриваться как необычная галерея портретов, так как пробы крови были взяты у определенных людей. Такой «портретистский» метод показывает, насколько людская вера в изображения может быть подвергнута влиянию технологических изменений.процесс создания

Этот проект является подтверждением интереса Гинтса Габранса к границе между искусством и наукой.

Эстония

Денес Фаркас. Представляет проект «Когда мы только изучали слова».

За последние несколько лет Денес Фаркас создал серию эстетически минималистичных и концептуально связанных фотографий, которые запечатлевают бумажные модели, представляющие различные аспекты современной жизни: школы, рабочего места, частной жизни, и т.д.

Во многих отношениях работы художника основаны на традициях  критического концептуализма — парадигмы, которая однажды, в 1970-х была характерна для московских художников нон-конформистов, установивших прямую связь с Эстонией через Юло Соостера, учителя Ильи Кабакова. Московский концептуализм был бунтом человека против повседневной реальности жизни. Фотосерии Фаркаса имеют дело с человеческими социальными структурами особым, экзистенциально критическим образом.

Денес Фаркас фотографирует миниатюрные бумажные модели  стульев, столов, диванов и прочих созданных человеком предметов, используя последовательное освещение и цветовую гамму. Он делает маленькие модели сам и создает пространственные mise-en-scène, но это лишь начало – даже последующее фотографирование и наименование сцены, а также написание пояснения к работе не являются завершением.

Маарит Мурка. Представляет цикл «Потерянные в переводе».

Художница любит создавать свои работы, например, в темноте, с заткнутыми ушами, зажатым носом, используя язык как кисть. Мурка экспериментирует, она балансирует на грани между зонами комфорта и дискомфорта, любопытства и рутины. Она ищет сходства и различия между жизнью в городе и на природе, выступает за перемещение границ табу. Границы табу могут перемещаться в своем переводе из одной культуры в другую, как и прочие линии между зонами комфорта и дискомфорта, потому что любопытство склонно перемещать рутинные границы запретов. Многое теряется по ходу перевода между языками. Существуют потери при переводе с одного языка образов на другой. Маaрит Мурка пишет монохромные черно-белые картины. Превращается ли мир в черно-белое телевидение, когда мы убираем цвет? Связь с кинематографом существует в творчестве художницы ещё и потому, что она окончила сценарный факультет. Мурка выделяется в контексте современного эстонского искусства с традиционно осторожной техникой работы с маслом, она также является видео-художником, который рассматривает кадры и даже субтитры как объекты для живописи.

Copyright © Агентство Культурных и Бизнес Коммуникаций